Май 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

Последние комментарии

Про школу (автор Михаил)

Это мой личный опыт. Я не работаю в этой системе, а только интересуюсь и периодически соприкасаюсь. Я старался быть объективным.

С большего всё относится к провинции Онтарио, городу Оквиль (довольно благополучный город с экономически довольно однородным населением), начальной школе (по 8 класс). Конечно же, могут быть исключения.

Система:

  1. Нет единой всеканадской системы образования. Каждая провинция независима, но похоже, что следят друг за другом, за США и миром в целом.
  2. Есть министерство образования провинции, далее школьные районы и далее сами школы.
  3. Есть государственные (бесплатные) школы, частные, домашнее обучение. Государственные бывают простые и католические. Бывают английские, французские, а также смешанные.
  4. Принадлежность к школе определяется местом проживания.
  5. Есть неофициальный рейтинг школ: LINK. Качество школы влияет на стоимость недвижимости по соседству и на налог на недвижимость соответственно.
  6. Начинается с 4 лет — 2 года типа нашего нулевого класса (в Минске когда-то такое было) junior и senior kindergarden (JK и SK). Режим практически как и у остальных классов, нет сна, но больше играют. С первого по 8 — начальная и средняя школа (elementary и middle). Всё это в одном здании (с JK по 8), но у малышей есть своя площадка. Буду называть это всё начальной школой. С 9 по 12 (когда-то 13) — старшая школа в отдельном здании (high school, secondary или даже college). Начальная и старшая школы локально административно никак не связаны, только на районном уровне.
  7. Пример школьного сайта: http://sun.hdsb.ca/
  8. Нет централизованного школьного питания и столовых в начальной школе. Дети в основном носят собойки. Сами школы сотрудничают с различными сервисами быстрого питания (типа пиццерий и т.д.) и предлагают родителям заказывать обеды. Дети питаются или в классах или иных “не специальных” помещениях. В старшей школе есть столовые, но там тоже нет “здорового полноценного питания” в нашем понимании. Многие старшеклассники ходят в ближайшие места быстрого питания.
  9. Количество уроков в начальной школе одинаковое каждый день (в субботу не учатся). Дети находятся в школе около 7 часов. Есть две перемены по 40-50 минут для еды, игр (на улице), клубов по интересам. Только одна смена. Начало уроков в разных школах может отличаться (например около 8 или около 9)
  10. В 3, 6 и 9 классах проводится всеонтарийский тест независимым агентством — http://www.eqao.com. В 3 и 6 классах это тест по математике, чтению и письму. Проводится это всё для глобальной оценки системы на разных уровнях, но никак не индивидуального уровня ученика, хоть родители и получают индивидуальные результаты (не видя самой работы и ошибок). Общие результаты публикуются.
  11. Домашнее задание в начальной школе не рекомендуется давать. Учитель сам решает, в какой степени следовать этому правилу.
  12. При изучении языка в начальной школе практически не учат грамматику. Ошибки долго не исправляют. Чистописания практически нигде нет. Многие не умеют писать прописью. Больше внимания уделяется содержанию и практическим навыкам (типа умение писать пошаговые инструкции). Есть сочинения (часто с рисунками) и нет изложений и диктантов.
  13. Не учат стихи на память. В младших классах просто поют разные песенки, но не зубрят. В младших классах в каждом классе есть небольшая библиотека. Читают в школе и дают домой. Всячески стимулируют читать. Раз в неделю младшие классы организованно ходят в школьную библиотеку и что-нибудь там берут.
  14. Математику учат не напрягаясь. Ничего не заучивают, в больших количествах ничего не решают. Есть элементы статистики и теории вероятности на практических примерах (граф кому, какая жвачка понравилась или какое домашнее животное больше нравится). Из года в год в начальной школе проходится практически одно и тоже, но на следующем уровне. В 7-ом классе уравнений и теорем не нюхали. Нет отдельно геометрии — просто как раздел. Согласно глобальному тесту в большинстве школ Онтарио уровень знаний по математике падает. Есть некоторая реакция на это — выделяют дополнительных спец учителей по математике, но пока изменений не заметно.
  15. Каждый день в начале уроков вся школа поёт гимн, а католические школы ещё и молятся.
  16. Много всяческих проектов, презентаций. Часто делаются в самой школе, но иногда и дома. Например, презентация о себе или семье. Выступать надо перед всеми. По другим поводам к доске не вызывают. Часто работают в командах. Письменные работы никто публично не обсуждает.
  17. Чёткой системы оценок нет. За разные работы учитель может оценивать типа “не дотягивает до нормы”, “норма”, “превышает норму”. После каждого полугодия дети получают “табель” с двумя типами оценок: общие учебные навыки (например, “организованность”, “самостоятельность” и т.д.) и по конкретным предметам. За навыки оценка “норма”, “выше”, “ниже”, а за предметы  от С- до А+, т.е. 9 бальная система. В считается нормой. Как выводятся эти оценки, для меня загадка. Есть ещё текстовый комментарий к каждой оценке с описанием “что есть” и “что надо улучшить”. Никакого журнала или дневников с оценками нет.
  18. Учебники (если они в принципе есть) в основном не носят домой. В основном используют распечатки с заданиями.
  19. Так как много приезжих в любом возрасте, то есть система освоения английского в каждой школе — ESL. Есть спец учителя, часто один на несколько школ. Они довольно свободные в своих действиях. Могут прийти на урок, могут отдельно позаниматься. В основном дети учатся сами просто за счёт полного погружения.
  20. Каждый год детей в классах перемешивают и просят особенно родителей в это не вмешиваться, но можно и вмешаться. Списки классов публикуются за пару дней до начала учебного года. Классные учителя практически не повторяются.
  21. Год начинается в сентябре и заканчивается в конце июня. Зимние каникулы 2 недели и в марте 1 неделя.
  22. Чёткой системы профильных учителей нет. В разных школах по разному. Науку и музыку в начальной школе (например 7ой класс) может вести один учитель.
  23. Используются онлайн ресурсы для занятий в школе и дома. Часто школа сама их оплачивает. Например: http://www.dreambox.com и www.raz-kids.com
  24. Обстановка в классе не контролируется. Могут стоять диваны, велотренажёры, попкорн машина, настольный хоккей и т.д. Всё решает учитель. Никто не контролирует правильную осанку детей. Санитарных норм вроде нет.
  25. Материально школы обеспечены: проекторы, компьютеры, интернет и т.д.
  26. Школы тесно связаны с жителями конкретного района (общиной). Есть привязка к школе по месту проживания. От рейтинга школы (неофициального) зависит стоимость недвижимости в округе. И в свою очередь дополнительное финансирование школы сильно зависит от состоятельности семей школьников. Постоянно проводятся различные благотворительные мероприятия для сбора средств как для школы (например, покупка муз инструментов), так и на глобальные нужды (борьба с раком).
  27. Личную электронику могут или запрещать, или просить приносить. Зависит от школы.
  28. Наличие формы зависит от школы. В католических и частных чаще есть форма. Но в любом случае есть некоторые требования к одежде — чтобы было не очень вызывающе. Там, где нет формы, можно, например, ходить в спортивных штанах как мальчикам, так и девочкам.
  29. Часто в школах не хватает места (например, из-за строительства нового жилья) и тогда устанавливают временные отапливаемые и кондиционируемые классы, но туалет только в самой школе. Многим детям даже нравятся такие времянки.
  30. Есть платная продлёнка и “перед-длёнка”
  31. Предметы часто перемешаны и взаимопроникают особенно в младших классах. Бесполезно спрашивать, какие сегодня были уроки — дети не понимаю, когда закончилась математика и началось чтение. Часто они даже не понимают, что вообще был урок — они просто играли.
  32. Спецклассов или школ практически нет. Дети с особенностями учатся со всеми вместе. К ним просто приставляют спец учителя. Для одарённых детей есть некоторый отбор и сбор в одном месте, но с большего к ним относятся тоже, как к детям с особенностями развития. С 6го класса есть небольшое количество школ с уклоном (искусство, наука) с некоторым вступительным испытанием (http://www.peelschools.org/parents/programs/regional/Pages/default.aspx). Есть частные школы при университетах с отбором для продвинутых. В последнее время уже несколько раз слышал разговоры об упразднении классов для одарённых или школ с уклоном в некоторых районах, но пока это только разговоры и обсуждения.
  33. Одарённых детей определяют не по экзаменам, а по тестированию на IQ и общению с психологом. Централизованно это проходит в 4-ом классе прямо в школе во время уроков без особенного предупреждения. Но такое тестирование можно пройти и в индивидуальном порядке в любом классе по инициативе учителя или родителей (за свой счёт). Если тест показал, что ребёнок одарённый, то он может перейти в спецкласс в определённой школе или продолжить учиться на старом месте, но с некоторым дополнительным подходом. Никакой углубленной программы для таких детей нет. Учителя в таких классах имеют спецподготовку для работы с детьми с особенностями. Основное в этом только то, что у детей меняется школьная среда общения — учиться становится интересней. Есть “мамы-тигрицы” (из наших и не только), которые к этому тестированию специально готовят детей.
  34. Есть огромное количество сетевых репетитационных центров по базовым предметам (www.kumon.ca/). Есть частные репетиторы.
  35. Если до школы более 1 км, то можно пользоваться школьным автобусом.
  36. Есть спец люди (не учителя), которые дежурят на перекрётсках возле школ и переводят всех через дорогу.
  37. Профессия учителя престижная. Получить работу в большом городе сложно. Часто начинают временным учителем. Зарплата хоть и не гигантская, но очень хороший соц пакет. Очень сильный профсоюз. Учителя практически невозможно уволить. Учителя регулярно бастуют в нерабочее время (за мои 6 лет уже 2 раза).
  38. Никаких внешкольных обязательных мероприятий нет.
  39. Набор предметов в начальной школе (до 8 класса) практически одинаковый: язык(и), наука (science — типа природоведение), рисование, музыка, здоровье, физкультура, “социальные знания” (social studies), театр / танцы, математика. Если несколько предметов ведёт один преподаватель, то время между предметами может распределяться по усмотрению учителя.
  40. Знания по географии и истории в начальной школе в основном охватывают только Северную Америку или даже только Канаду. Остальное только в старшей школе, как факультативный предмет.
  41. Родители в основном не вовлечены в учебный процесс. Изредка надо подписать письменную работу с результатами. Регулярно приходят письма с различными новостями от учителя, школы, районного управления (school board). Учитель по своему усмотрению может ставить в известность о текущих и будущих темах занятий. Если нет учебников и домашнего задания, а ребёнок не совсем внятно объясняет, что он проходит, то бывает сложно быть в курсе происходящего. Классных родительских собраний не бывает. Есть только индивидуальные беседы родителей и учителей как плановые, так и по желанию. Есть школьный родительский комитет, который активно решаем хозяйственные дела, организует школьные мероприятия. Родители, особенно в младших классах, могут “волонтирить” в школе в своём классе и в любом другом. Родители могут провести урок, например, о своей профессии.
  42. Несколько раз в год дети в учебное время на школьных автобусах ездят в музеи, парки и т.д. Чаще это платно.
  43. Периодически в школе проходят разные мероприятия в основном развлекательного характера: пижамный день, день прикольных шляп,.дискотеки, концерты и т.д.
  44. В воспитании очень много внимания уделяется предупреждению “дедовщины” (bullying). Висят плакаты, проходят занятия. Здесь дети со всего мира и поводов для насмешек и дразнилок огромное количество. Есть конечно неблагополучные районы. Например, могут превалировать чернокожие дети и белым там будет “некомфортно”. Мне известен случай, когда в украинской католической школе (здесь такие есть, там даже изучается украинский язык) дети обижали русского мальчика на почве войны в Украине. Это всё урегулировали и мальчик нормально продолжает там учиться. Различного рода нетерпимости здесь вызывают довольно громкую реакцию и пресекаются.
  45. Чтобы стать учителем в Онтарио надо отучиться 3 года после школы по любой специальности для получения степени бакалавра и потом 4 семестра (2 года) непосредственно на учителя — (https://www.oct.ca/becoming-a-teacher/requirements). Только 20% этих 4х семестров посвящены непосредственно методикам конкретных предметов, всё остальное время на общие педагогические знания (https://www.oct.ca/-/media/PDF/Requirements%20General%20Education%20Teacher/EN/general_education_teacher_e.pdf).
  46. Учителя в основном не пожилые (даже молодые). Есть заметная, но меньшая доля мужчин (даже в младших классах).
  47. Моё мнение, что канадская система образования предоставляет большие возможности для всех её участников, но при этом никого “за руку не тащит”. Талантливым и инициативным это подходит, а вот талантливым, но пассивным — нет. Система также хороша с психологической стороны формирования личности. Здесь двоечник или троечник в школе не будут себя чувствовать неудачниками, а отличники — заучками. Первые могут даже не догадываться, что они далеко позади на пути познания (т.к. никто никого ни с кем не сравнивает), а вторых никто сильно не выделяет (даже не знаю, есть ли здесь понятие “отличник”).
  48. Согласно отчёту PISA в Канаде довольно хорошее образование — http://cmec.ca/Publications/Lists/Publications/Attachments/365/Book_PISA2015_EN_Dec5.pdf
  49. Практически каждый месяц есть день “профессиональной активности” (PA day) для учителей. В этот день нет занятий в школе. Обычно это пятница. Учителя должны посвящать его своему профессиональному развитию. Для детей в этот день различные частные организации предлагают платные лагеря.
  50. Практически нет учебников. Дети работают или с распечатками, или на компьютере.
  51. Говорят, что в старшей школе экзамены проводятся по тестам, разработанным самими преподавателями, т.е. у каждого преподавателя свои тесты. Оценки за экзамены в старшей школе составляют 30% окончательных оценок, на основании которых идёт зачисление в ВУЗ...
  52. В старшей школе каждое полугодие изучается определенная группа предметов. Расписание одинаковое на каждый день. При этом целое полугодие может не быть, например, математики.

Моё отношение к образованию:

  1. Государство должно создать условия (материальная база, соц защита учителей, задать направление и стандарты) и далее не мешать
  2. Центральная фигура — учитель. От него и будет зависеть качество образования
  3. Воспитывать и образовывать надо не просто добрых и счастливых людей, но также так, чтобы новое поколение могло справиться с новыми вызовами (проблемами). Без точных наук, а соответственно напряжённой учёбы никак :)

 

Вот ещё ссылки на чужие статьи про школу:

http://artefact.lib.ru/canada/ilinovy10.shtml (2001 год)

http://artefact.lib.ru/canada/le_007_education_schoolyears_02.2006_boroda.shtml (2006 год)

http://www.egalochkina.ru/uchitel-v-kanade/ (2016 год, там ещё есть ссылки на другие статьи и видео)

Из моей статьи 2011 года

Дочка пошла в ближайшую (7 минут пешком) некатолическую публичную (бесплатную) школу. Ещё в Минске я пытался изучать рейтинги школ и учитывать их, но потом забросил, т.к. слишком большой разницы между школами в Оквилле нет. Сложилось впечатление, что у католических школ часто рейтинг выше, но мы очень далеки от религии.

Пока наша основная цель — адаптация, которая включает изучение английского и просто привыкание к школе.

Кроме нас в школе есть ещё один русскоговорящий мальчик в старшем классе. ESL-учительница (сербка) тоже немного говорит по-русски.

В школе дочке нравится. Много разных интересных предметов: музыка и драма, компьютеры, наука. Все дети учат её английскому. Она уже побывала на днях рождения практически у всех девчонок. В общем, с адаптацией в школе при всех наших комплексах у нас проблем не было.

Здесь иное отношение между учителями и учениками, а также между самими учениками. Я практически не вижу здесь агрессии. Попробуйте на Родине постоять рядом со школой в «час пик» — я практически 100% уверен, Вы станете свидетелем какого-нибудь конфликта. А здесь вроде и поводов больше (дети со всего мира), но я этого не вижу. При этом всюду пишут и говорят о борьбе с «дедовщиной» (bulling) в школе.

При пропуске занятий достаточно просто позвонить и предупредить. Никаких справок не нужно.

Материальная база школы хорошая: в каждом классе есть компьютер, есть несколько компьютерных классов, много разного спортинвентаря (никто не дрожит за единственный мяч), хорошая библиотека (каждую неделю первоклашки организованно там берут книги). Все учебные материалы и принадлежности предоставляет школа. От нас требуется только рюкзак и сумка для завтрака. В рюкзаке у нас нет никаких учебников – в основном он нужен только для игрушек.

Думаю больное место «наших» родителей – это питание детей в школе. Здесь нет школьных столовых. Дети едят в помещении типа спортзала без столов. Едят ссобойки или коллективно заказанные обеды. Мы пока забираем дочку на обед домой.

Школа часто занимается благотворительностью, как для своих нужд, так и в «мировом масштабе» (например, для африканцев). В начале учебного года был список рекомендованных товаров для нужд школы. Периодически проводятся ярмарки и продажа каких-нибудь предметов. Всё это не похоже ни на попрошайничество, ни на поборы.

У местных детей довольно небрежное отношение к одежде – возле школы и на детской площадке очень часто можно встретить валяющиеся куртки и т.д. В самой школе периодически стоит ящик, переполненный потерянной одеждой.

До приезда дочка немного изучала английский язык, но вряд ли это могло дать существенные результаты — просто представление, что можно говорить на другом языке. По приезду мы на это не налегали и дома говорим по-русски.

Вот уже прошло почти 8 месяцев учёбы в школе и она уже на приемлемом уровне читает, понимает, говорит и пишет по-английски. Ей дали грамоту за успехи в чтении и в последнем отчёте с результатами учёбы у неё только устная речь  ниже нормы. Думаю, устная речь хромает в первую очередь из-за стеснительности, но и это с каждым днём улучшается. Она даже дома иногда пытается говорить по-английски. Т.е. думаю за детский английский бояться не надо.

Делитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • LinkedIn
  • Одноклассники
  • Blogger

14 комментариев Про школу (автор Михаил)

  • Отличная статья! Много интересной информации. Можно ссылочку на нее взять на мой блог? Как раз собираюсь про школу написать.

  • Разве в Онтарие католические школы публичные? В ВС они частные (независимые, т.е платные), просто там обучение дешевле т.к часть финансируется церковью.

    Ваше описание заметно отличается от нашей школы (католическая в ВС):-)

  • Михаил

    Да, у нас они бесплатные. У них ещё и отдельный school board есть.

  • Lyudmila

    Внук ходил в 4 года в католическую школу год. А сейчас ходит в первый класс французской школы. С религией тоже семья особо не связана, но там только нужно свидетельство о крещении, причем, не обязательно католическом. Лишь бы были христианами. Дети там в основном европейцы и канадцы. И да, очень напрягает отсутствие питания в школе. Особенно, когда есть с чем сравнивать. В 4 года дите ело одни яблоки, остальное домой возвращалось. В школу тоже ходит с удовольствием.

    • Sasha

      Не может быть! Неужели уже в школу ходит? :) Людмила, похоже мы с Вами уже давно общаемся :).

      • Lyudmila

        Да, Саша, еще недавно, кажется, писала про то, как внук родился, а уже первый класс заканчивает. Такой мальчишка хороший. Просто солнышко. Добрый, общительный. Так время летит, не замечаешь. Уже и сестренке через два месяца три года будет.

  • Наталья

    Михаил, отличная статья — очень информативная и по делу. Спасибо! Мы как раз родители будущего первоклассника, волнуемся — не то слово :-) Есть пара вопрсов, если у вас найдется минутка.

    1. Есть ли в школе сменная обувь? С трудом представляю, как зимой можно целый день в сапогах находиться в школе.Понятное дело, что закаленные канадские дети круглый год в кроссовках, но мы-то привыкли одеваться по погоде...

    2. Сколько учеников в классе (начальная школа), и как справляется учитель, если детей 25+? Особенно, когда надо одеться на прогулку, которых целых две.

    3. Можно ли ребенка забирать пораньше для посещения внешкольных занятий (например, спортивных)? Опять же, для первоклассника находиться в школе с 9 до 3:30 очень упомительно, реально жалко малыша.

    4. Есть ли все-таки домашние задания?

    Спасибо!

    • Михаил

      Главное не волнуйтесь :) Если вы живёте в благополучном районе, то все проблемы решаемы. Из неблагополучного всегда можно уехать.

      1. Сменка есть.

      2. На моей памяти максимум был 23 ученика. В JK и SK у учителя есть постоянный помощник. Могут добровольно помогать родители. JK и SK выгуливаются в специальном загончике.

      3. В JK вроде первую неделю дети ходят на часть дня — привыкают. Думаю, договориться можно. Спортивные занятия обычно все начинаются после школы.

      4. Домашнее задание зависит от учителя. В JK и SK, думаю, это редкость. Если задают, то чаще на выходные. В католических школах, думаю, больше задают. Иногда есть проекты, презентации, которые готовятся дома и родители могут поучаствовать :)

  • Наталья

    Спасибо за поддержку!

    Если бы это был JK/SK, я бы так не генерила, но у нас уже Grade 1 будет. До этого ходили в Монтессори на 2.5 часа, чтобы ребенок мог нормально обедать дома, и спать днем (он и сейчас спит днем,ему только 5 исполнилось, и учителя на меня смотрят, как на больную — ребенок после 3 лет здесь днем спать на должен :-)Так что со школьной системой не знакомы, отсюда столько вопросов.

    Когда записывала в 1 класс, спросила, когда родительское собрание, чтобы с учительницей познакомиться и вопросы задать, удивились и сказали, что собраний никаких не бывает, приводите ребенка в первый день, так разберетесь. Мне как-то не по себе стало — куда конкретно приводить, кому «сдавать», где его класс (помещение) и т.п.

    Район в порядке — мы в Оквилле (Glen Abbey). Школа католическая (еще надеюсь, что на Sex-education не будут напирать сильно.

    Насчет сменки успокоили :-)

    Еще раз спасибо,

    Наташа

  • Михаил

    Вам пришдют инструкции для первого дня. Обычно до класса 3-го в первый день учителя встречают детей возле школы, проверяют по списку, знакомятся.

    Район у вас хороший — всё должно быть нормально.

    Вы можете не пользоваться школьным автобусом и забирать ребёнка на время обеда. Также можете записаться в волонтёры и присутствовать в классе.

    Если вы опасаетесь «Sex-education», то просмотрите первоисточник — www.edu.gov.on.ca/eng/cur...y/health1to8.pdf.

    Всё опять же будет зависеть от учителя. Вы можете всё обсудить с ним и ребёнок, например, будет освобождён от урока во время определённой темы. Часто учителя предварительно оповещают о предстоящем уроке и рассматриваемых вопросах. Пока я не сталкивался ни с чем щокирующим. В католической школе, думаю, всё очень консервативно.

  • Наталья

    Еще раз спасибо, Михаил. Немного успокоили — думаю, прорвемся :-)

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: